Слишком умны для неволи

По данным Всемирного фонда попугаев (World Parrot Trust) — благотворительной организации, которая занимается их спасением, — в 2020 году в неволе содержали примерно 50 миллионов попугаев. При этом на зоопарки приходится несколько тысяч особей, на центры разведения — несколько десятков тысяч, а все остальные живут в частных домах. Некоторые виды хорошо себя там чувствуют, активны и общительны, другие же проявляют явные признаки неблагополучия: болеют, рано умирают, ведут себя агрессивно или избегают общения.

Ученые, которым непременно нужно докопаться до сути проблемы, наиболее вероятной причиной считают вызванный неволей стресс, потому что многие попугаи демонстрируют характерное для стресса «стереотипное» поведение. Так, 10–15% домашних птиц теребят свои перья: жуют, ощипывают и даже глотают. Иногда на коже остаются лысинки и ранки. Кроме перьев, они могут постоянно грызть насест или прутья клетки, теребить, но не глотать еду или другие предметы, двигать языком. Есть у попугаев и другие стереотипные движения: они ходят или лазают по одному и тому же маршруту, вращаются вокруг своей оси или на насесте, раскачиваются всем телом или качают головой.

Ученые под руководством канадской исследовательницы Джорджии Мейсон (Georgia J. Mason), профессора Гуэлфского университета заинтересовались, почему разные виды попугаев так по-разному переносят неволю.

Для этого они 15 месяцев проводили онлайн-опрос владельцев попугаев и собрали сведения о 1378 особях, относящихся к 50 видам. Исследователей интересовали особенности поведения попугаев, размер клетки, в которой они содержатся, наличие игрушек и других приспособлений; пол и возраст птицы, ее происхождение (поймана в природе или выращена заводчиком), возможность общения с другими попугаями; рацион птицы и время, которое она тратит на питание; условия обитания. Эти данные сопоставили с физиологическими особенностями и образом жизни каждого вида в естественных условиях.

Некоторые выводы, к которым пришли учёные

Тяжело переносят заточение виды, которые в естественных условиях питаются разнообразной пищей (семенами, орехами, плодами, почками, листьями, беспозвоночными) и тратят много времени и сил на ее поиск и обработку. На добычу пропитания у диких попугаев уходит от 40 до 75% часов бодрствования. В неволе им ставят под нос миску, и часто в ней не фрукты и орехи, которые надо очистить, а гранулы корма. Ни поискать, ни выбрать еду, ни поиграть с ней птицы не могут, а инстинктивная потребность этим заниматься осталась, и попугаи перенаправляют невостребованную активность на собственные перья.

Еще одним фактором риска, весьма существенным, оказался относительно крупный мозг (энцефализация), который считается у животных признаком ума и пластичного поведения. Умные существа, которым ограничили возможность исследовать обстановку и принимать решения, больше тоскуют от монотонной и бедной событиями жизни в доме или на ферме, чем птички с мелким мозгом.

Раз большая часть попугаев слишком умна для неволи, их крупный мозг надо чем-то занять. Исследователи обнаружили, что в основе стереотипного поведения лежит неутоленная потребность к исследованию, и эту возможность попугаям надо предоставить. Какая же деятельность займет их более всего?

Сине-желтые ара Ara ararauna, склонные к стереотипному поведению, по когнитивным способностям не уступают иным приматам. Нейронов в переднем мозге у них больше, чем у макак-резусов. На свою беду, сине-желтые ара попали в список попугаев, пригодных для содержания в неволе

В эксперименте на арах ученые последовательно испробовали три типа обогащения среды. Начали с физического обогащения. В вольеры помещали вертикальные бамбуковые жерди, бамбуковые насесты, сосновые шишки, ветки, деревянные качели. Одни предметы заменяли другими, чтобы попугаям не надоело. После перерыва ученые приступили к следующему этапу — пищевому обогащению. Помимо обычного рациона, гранулированного корма в горшочках, попугаев радовали бумажными рулетиками, облепленными зернами и семенами, сосновыми шишками, фруктами или незрелыми кокосами, фаршированными едой, кукурузными початками. Затем пришло время когнитивного обогащения: бамбуковых погремушек, пакетов и сушеных кокосов, набитых сеном и сосновой корой, картонных коробок.

Обогащение среды сделало свое дело. Попугаи стали больше двигаться и кормиться, меньше времени посвящали неподвижному сидению и непродуктивному разрушению вольеров. Количество стереотипных движений уменьшилось, и активизировалось половое поведение. Однако обогащение обогащению рознь. Предметы для умственных и физических занятий привлекали внимание попугаев, но не сильно. Зато почти пятую часть дневного времени они возились с затейливой пищей. Получается, что кормодобывающая деятельность занимает попугаев больше всякой другой.

Еще один эксперимент по ее стимуляции провели учёные с попугаями жако. На время эксперимента 12 жако рассадили по одноместным стандартным клеткам так, чтобы попугаи друг друга не видели и не могли копировать поведение друг друга, и попытались добиться того, чтобы птицы тратили на потребление корма больше усилий. Гранулы корма клали в несколько мисочек, расставленных по углам клетки, и птице приходилось сновать между кормушками. Корм смешивали с разноцветными стеклянными шариками, чтобы жако приходилось его извлекать. Вместо небольших гранул попугаям выдавали смесь арахиса, кукурузы и разных семян, скатанную в шарики диаметром 2,5 см — их надо было измельчать.

Серый попугай жако Psittacus erithacus открывает список крупных попугаев, рекомендованных для содержания в неволе, как одна из самых умных птиц. Меж тем 40% домашних жако жуют и выщипывают свои перья

А гвоздем программы стали восемь кормушек-головоломок (разумеется, их предлагали не сразу, а по очереди). Чтобы добыть оттуда кусочек, жако должен был что-то поднять, повернуть, встряхнуть, измельчить, отвинтить, вытащить из отверстия или пропихнуть в него. На освоение этих чудо-устройств у попугаев ушло несколько дней, за неделю кормушки им не надоели. Только две головоломки они не смогли освоить: не получалось у них отвинчивать крышки у маленьких непрозрачных стаканчиков и отпирать сундучок двумя ключами (каждый ключ надо было сначала повернуть, а потом потянуть на себя).

Серые попугаи действительно стали тратить больше времени на еду: полтора — два часа вместо обычных сорока пяти минут. Сильнее всего повлияли на время добычи корма кормушки-головоломки и крупные кусочки еды. Однако дикие жако посвящают добыванию пищи по четыре — шесть часов в день, и до этого рубежа исследователям пока дотянуть не удалось. Они не сдаются и собираются разрабатывать устройства, способные занять попугаев надолго.

Поскольку попугаи, добывая корм, действуют клювом, усложненное кормление теоретически можно использовать для профилактики или лечения стереотипного поведения. Кроме того, исследователи надеются, что сложная среда обитания нормализует половое поведение птиц, и тогда не придется давать им витаминные комплексы и антибиотики для стимуляции размножения.

Другие подробности исследования можно узнать из статьи Н. Л. Резника, в журнале «Химия и жизнь» №1, 2022, дайджест которой опубликован на портале «Элементы».

mike

Дата новости: 20.11.2022

Предыдущая новостьОперация «Коростель»
Следующая новостьПочему собаки не отмораживают себе лапы